Современный бизнес ставит перед нами всё новые задачи. Для решения некоторых из них,
особенно в условиях непростой финансово-экономической ситуации как в стране, так
и мире в целом, использование классических методов и подходов, порой, бывает недостаточно
- необходима разработка новых инновационных методов, подходов и инструментов!
Одним из таких примеров инновационного метода и подхода в построении стратегии компании
является - пошаговый бизнес-симулятор “LIM”. Ниже дано более детальное описание того,
что же такое “бизнес-симулятор”, соответствующая терминология и классификация.
Игровое бизнес-сообщество прилагает большие усилия для утверждения себя в качестве
дисциплины. Для того чтобы стать дисциплиной, бизнес-симуляторам, как явлению, нужны:
теория, методология, практика применения и проверки. Из них, наиболее трудной задачей
является – формирование теории.
Многие, ссылаясь на исследования, приходят к выводу, что учебные бизнес-симуляторы
находятся на таком этапе развития, при котором пока довольно сложно создать общепринятую
типологию, не говоря уже об таксономии и об характере бизнес-симуляторов в целом.
Что прискорбно, поскольку основой любой науки является ее способность различать и
классифицировать явления в пределах своей компетенции, на основе базовой теории и
правил. Однако без этого, на настоящий момент, признание бизнес-симуляторов в качестве
научного метода находится на довольно-таки низком уровне развития, чем это того заслуживает.
В большинстве случаев, «бизнес-симуляторы» и «деловая игра» используются как взаимозаменяемые
понятия и нет никакой устоявшейся, существенной разницы между этими двумя терминами.
Определить деловую игру (или бизнес-симулятор) можно в качестве последовательной
структуры упражнений («ходов») в принятии решений вокруг модели бизнес-операции,
в ходе которой участники берут на себя роль в управлении объектами бизнес-симулятора.
Некоторые из исследователей, определяют бизнес-симулятор как упрощенную моделируемую
эмпирическую среду, содержащая достаточное количество правдоподобий (своего рода,
иллюзию реальности), чтобы включать в себя реальный мир, для поиска наиболее оптимальных
решений и ответов для тех, кто участвует в данной бизнес-симуляции.
При этом, эмпирическое моделирование разделяют на следующие четыре категории – моделирование:
1. Данными (изменение значений одних данных, повлечёт за собой изменение значений
других данных)
2. «Диагностическое» (при достижении определённых значений, данным значениям соответствует
некая градация: «Хорошо», «Плохо»)
3. «Кризисное» моделирование (создание и поиск путей выхода из кризисной ситуации)
4. «Социальное» моделирование
Бизнес-симуляторы чаще всего относятся к первой категории, где каждый участник бизнес-симулятора
управляет данными – управляет стратегией компании для достижения поставленной задачи.
Бизнес-симуляторы предназначены для повышения навыков принятия решений, что особенно
актуально в условиях недостатка информации и ограниченности во времени, например:
какими средствами можно увеличить долю компании на рынке (как стать лидером на рынке);
за счёт чего можно улучшить основные финансовые показатели компании.
Как правило, сам процесс игры заключается в вводе участником бизнес-симулятора определенного
набора данных – после чего он (участник) может оценить, к чему могут привести введенными
им данные (как измениться объект / положение компании и среда бизнес-симуляции в
целом). Игра проходит через несколько серий этих интерактивных, итеративных шагов.
Перед началом игры, участники бизнес-симулятора получают описание вверенного им в
управление объекта (компании) и внешней среды, в которой данный объект существует.
Посредством принятия решений по изменению цен на продукцию, бюджета на рекламу, количества
персонала и других параметров, участники игры могут узнать о долгосрочной перспективе,
системных последствиях своих действий.
Такие «виртуальные миры» особенно важны в процессе обучения команды. Менеджеры могут
научиться думать системно, думать масштабами компании в целом.
В отличие от реального мира, используя бизнес-симуляторы, менеджеры могут свободно
экспериментировать с политикой и стратегиями, не опасаясь поставить под угрозу компанию.
Одним из наиболее ярких примеров подобного рода игры является пошаговый бизнес-симулятор
«LIM».
Бизнес-моделирование используется в качестве инструмента в процессе обучения и проведения
бизнес-тренингов, а также при анализе принятой компанией стратегии.
Основными, ключевыми целями данного обучения являются – получение навыков в:
- стратегическом мышлении
- принятии решений (управленческих решений)
- комплексном решении проблемы
- финансовом анализе
- анализе рынка и бизнес-операций
- работе в команде
- и лидерстве
В большинстве своём, подобного рода бизнес-симуляторы (бизнес-модели), реализованы
на базе сценариев или вычислительных алгоритмов.
Следует отметить, что на практике, вместо таких терминов как «игра» и «моделирование»,
для описания понятия «бизнес-симулятор», игровое бизнес-сообщество приняло в обиход
термин «экономический симулятор».
Причиной тому послужил тот факт, что у большинства пользователей слово «моделирование»
ассоциируется с чем-то механическим, используемое исключительно в образовательных
целях. «Моделирование» также ассоциируется с некоторыми действиями, направленными
на поиск оптимального варианта для решения некоторой проблемы – что, по сути, не
является целью образовательной игры.
С другой стороны, слово «игра» ассоциируется у пользователей с чем-то несерьёзным
и предназначенным исключительно для удовольствия.
Термин «бизнес-симулятор» предлагает наиболее мягкое сочетание и баланс между «игрой»
и «моделированием».
Игры и бизнес-симуляторы
Следует отметить, что термин «бизнес-симулятор», как таковой, не определён. Наиболее
распространенным и используемым является термин «деловая игра», хотя можно встретить
и некоторые другие термины.
Далее мы рассмотрим наиболее общие термины, используемые в контексте компьютерного
обучения бизнес-среды.
Некоторые исследователи отмечают, что «игра» («игры») ассоциируется с чем-то несерьезным
и используются просто для удовольствия, что, в значительной мере, затрудняет их использование
в научной деятельности и более серьезного, совместного использования в научной сфере.
Термин «игра» используется для описания действий, в которых все или некоторые из
этих характеристик имеют место быть:
• «наличие человека» (осуществления контроля со стороны человека); наличие
противников, чьи действия оказывают влияние на как на других участников, так и на
окружающую среду
• наличие конкурентоспособности и стремление, ориентированность всех участников
на победу
• присутствие непринуждённости: в некоторой степени удовольствия, юмора и
удовольствия
• повторяющийся цикл принятия решений и наличие видимого результата, что
позволяет надеяться на возможность улучшение сложившийся ситуации и перспективы сделать
лучше
Бизнес-симуляторы используют в случаях, когда один или несколько игроков:
- конкурируют друг с другом
- или образуют своего рода союзы (сотрудничают друг с другом) против общего «врага»
для достижения результата, в соответствии с согласованным набором правил.
При этом, в каждом бизнес-симуляторе, игроки взаимодействуют друг с другом, посредством
использования доступных для каждого из участников данного «бизнес-симулятора» различных
правил и ресурсов.